Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

ГОРОД ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://galatr.cap.ru/

 
ГОРОД ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ
 
Весна и лето с ним сияет,
Зефиры дышат аромат.
Река веселий протекает;
Алатырь, ты цветешь, как сад!
(Из приветствия местного
 протоиерея XIX века).
 
 
 
На отрезке двух третьих протяженности реки Суры от своего истока, на ее крутом и высоком левом берегу, 450 лет назад обосновался город Алатырь. К началу уходящего столетия он считался самым крупным городом в складывающемся Чувашском Присурье, однако уровень его промышленного развития базировался в основном на мелкотоварном ремесленном производстве -лесопиление, мукомолье, выделка овчин, обжиг кирпича, ремонт сельскохозяйственного инвентаря. Необратимый толчок развитию капиталистического производства в городе дала введенная в строй в 1893 году железная дорога, благодаря чему появились крупные предприятия - железнодорожные мастерские и депо, позднее в их окружении образовались службы железнодорожного узла.
Из-за незначительной прослойки промышленных рабочих в общей численности городского населения, Алатырь по социальным признакам оставался городом мещанским..
В послеоктябрьский период и годы первых пятилеток начался устойчивый процесс в промышленном и социальном развитии городского хозяйства, а затем и в преодолении тяжелейших последствий Великой Отечественной войны.
Промышленный потенциал развивался в послевоенный период. К концу 50-х годов для Алатыря наиболее значимыми предприятиями стали паровозоремонтный завод, деревообделочный комбинат, обувная, махорочная, гармоннолыжная фабрики, центральные ремонтные мастерские лесного хозяйства, оборонный завод войсковой части 62033.
Четыре десятилетия назад в городе Алатыре, с ростом объемов капитального строительства, получил ускоренное развитие подрядный способ его производства, с создания специализированной строительной организации УНР-10 (Десятое Управление начальника работ).
Многие старожилы помнят его первых руководителей, специалистов-практиков: Мясника, Лебедева, Золототрубова, Калягинова, Павлова, Хохлова. В тот же период второй половины 50-х годов зачиналось строительство важных городских объектов -ТЭЦ, хлебозавода, пианинной фабрики.
Администрация строительного управления первоначально располагалась в полевом вагончике-бытовке, затем в частном доме, по мере возведения строительных объектов - в неотапливаемом подсобном помещении пианинной фабрики. Лишь обретя свою самостоятельность, вселилась во вновь построенное собственное административное здание на Стрелке.
Вероятно, в тех обстоятельствах нашему городу «повезло» на хороших людей: это были прибывшие после окончания строительных учебных заведений молодые парни и девчата комсомольского возраста, ставшие зачинателями строительной индустрии, многие из которых и сейчас живут среди нас. Всех их можно назвать поименно, на тогдашнем уровне общественного положения, - Валерий Еременко, Владимир Смородченко, Анатолий Янкевич,  Владимир Мурашкин, Ираида Крылова, Валентина Мартынова, Ира Беднякова, Анна Берендеева. Среди них чуть старше возрастом были Владимир Павлович Сарбаев, успевший к их прибытию стать «практиком» и владеть инженерной должностью, Раиса Дмитриевна Скачкова, Полина Васильевна Шумова.
Все молодые специалисты приобретали строительный практический опыт в качестве бригадиров, мастеров участков, прорабов, технических работников в формирующихся отделах управления - плановом, производственно-техническом, в диспетчерской и других службах.
В 1958 году в городе приступили к строительству одного из предприятий нового поколения - релейного завода. Отсюда определился и совершенно новый подход непосредственно к строительному производству. В 1963 году на базе УНР-10 была организована генеральная строительная организация СУ-7, входившая в состав территориального строительного треста - 3 Чувашского территориального управления строительства. Вновь  образованное строительное управление в городе Алатыре возглавил молодой, из числа «новеньких» специалистов, грамотный и способный инженер Владимир Кириллович Смородченко. На должность главного инженера  был выдвинут Анатолий Федорович Янкевич.  Функциональные отделы возглавили их соратники по строительному делу Р. Д. Скачкова,  А. П. Берендеева, П. В. Шумова. Для всех остальных нашлось нужное дело.
Вместе с растущими объемами строительного производства в городе одновременно создавалась собственная производственная  база строительной индустрии, формировалась « на новой основе» база так называемых субподрядных строительных подразделений ПМК-302  и специализированной строительной автобазы.
Объектов строительной индустрии, в короткий  срок их было возведено немало:
- на собственной производственной базе СУ-7 функционировали участки: бетонно-растворный узел, полигон железобетонных изделий с пропарочной камерой, арматурный цех, компрессорная станция, цементный склад с механизированной точкой разгрузки железнодорожных цементовозов, прирельсовый склад железобетонных конструкций, механическая мастрерская ОГМ, материальные склады для хранения инструмента и строительных материалов, производственно-техническая лаборатория, столярный цех с пилорамой и другие вспомогательные участки производства;
- на базе ПМК-302 ее производственной основой стал крупный бокс - гараж для хранения и ремонта крупногабаритной техники - экскаваторов, автокранов, бульдозеров, других мобильных средств - со всеми  вспомогательными участками и цехами - токарно-механический, сварочный, аккумуляторный, вулканизации, кузнечный. Здесь же располагались материальный склад, столовая, душевая, административные службы управленче-ского аппарата;
- на автобазе размещались гаражные стоянки на более чем сто единиц автосамосвалов  и бортовых грузовиков, механическая мастерская, административное здание, помещения  для вспомогательных служб. Созданная строительная база позволяла осуществлять крупномасштабное индустриальное строительное  производство.
В те годы в Алатыре практически воплощались в жизнь значимые народнохозяйственные программы: ускоренное развитие электронной приборостроительной отрасли, развитие Нечерноземной зоны Российской Федерации.
По ряду предприятий промышленное строительство в Алатыре формировалось непросто; сложность привязки новых объектов в пределах сложившейся структуры городского хозяйства, образно говоря языком того време-  ни, принуждала «пришивать к пуговицам штаны».
Так, на базе здания бывшей «Бурсы», в котором затем размещались два учебных заведения - сельскохозяйственный техникум и  фельдшерско-акушерская школа по улице им.  Щорса, в 1958 г. началось строительство релейного завода, а по мере возведения рядом новых производственных зданий он вводится в эксплуатацию как завод «Электроприбор». Следующей «пуговицей» было здание пересыльной тюрьмы по улице имени Кирова, с  которой началось возведение объектов приборного завода «Электроавтомат».
Заметно возрастал промышленный потенциал города Алатыря, начала развиваться и социальная сфера. В эти годы по всем источниками финансирования построены новые объекты - крупный узел связи, здание конторы Госбанка и горотдела внутренних дел, Дом культуры, Дом детского творчества, Дом быта, гостиница «Заря», административные здания для городских и районных управленческих структур,
Взрослели и мужали алатырские строительные руководители. Анатолий Федорович Янкевич был выдвинут на должность главного инженера стройтреста-3. Через какое-то непродолжительное время следом за ним покинул Алатырь Владимир Кириллович Смородченко, возглавивший тот же стройтрест в качестве управляющего.
В этой обстановке был назначен начальником СУ-7 Владимир Александрович Мурашкин из числа тех первых дипломированных специалистов. Главным инженером начал работать Александр Михайлович Борисов.
В становлении строительной индустрии в Алатыре заметный след оставила Александра Валерьевна Нагибина, тогдашний председатель Горсовета. Она как бы олицетворяла роль генерального заказчика от городских властей. Все ей было небезразлично: развитие строительной промбазы и промышленного потенциала города, социально-бытовой сферы, всего городского хозяйства, его инфраструктуры - сетей водопровода и канализации, речного водозабора и очистных сооружений, развитие транспортных коммуникаций, электроснабжения и связи, благоустройства жилищного сектора и состояние санитарной культуры. И в шутку и всерьез Александру Валерьевну называли «нештатным прорабом» СУ-7, ибо она постоянно стремилась участвовать в текущих планерках и заседаниях «штабов», что способствовало квалифицированному решению многих проблем капитального строительства.
Быстротечно время. И вот уже ощутимые результаты: один за другим вводятся в эксплуатацию производственные мощности заводов «Электроприбор» и «Электроавтомат». В 1978 году по программе развития Нечерноземья  в городе начинается строительство сыродельного комбината, комбикормового завода, завода низкотемпературных холодильников. В ходе их строительства обозначились сложные технологические проблемы в монтаже крупногабаритных объемных элементов строительных конструкций, наладке сложного технологического оборудования. По их разрешению в тот период многое сделал вновь назначенный главным инженером СУ-7 Евгений Сергеевич Панфилов. Наряду с профессиональными строителями на возведении важных народнохозяйственных объектов трудились известные в городе люди: Анатолий Александрович Верушкин отвечал за строительство сыродельного комбината. Затем производственные мощности предприятия осваивал Николай Михайлович Добрынкин. Обеспечивал ввод нынешнего АЗНХ, затем  внедрением зарубежных технологий на выпуске холодильных емкостей занимался  Виктор Александрович Седов. Широта взглядов, общественный кругозор, приобретенные им в период работы в городских управленческих структурах, позволили ему создать не только новые производственные мощности, но и сформировать работоспособный трудовой коллектив. Осуществлял строительство и эксплуатацию комбикормового завода автор этих строк. На предприятии удалось перекрыть проектные мощности почти в два раза.
В эти годы Алатырь становится не просто крупным городом Чувашской Республики, а ее многопрофильным промышленным субъектом. Однако главным результатом индустриального развития Алатыря явилось развитие всей социальной структуры городского хозяйства: обновился жилищный сектор, повлекший за собой решение проблем благоустройства, развития коммунальной сферы, решение экологических проблем. Изменился патриархальный облик города, прежде всего, с развитием крупных жилых микрорайонов - Стрелка, Западный-1, Западный-2, жилых кварталов в районе старой городской застройки. Одновременно были возведены объекты нескольких детских комбинатов, здания общеобразовательных школ №№ 2, 3, 6, 7, 11. Это уже не отдельно стоящие здания, а комплекс сооружений учебного, производственного, оздоровительного назначения - спортивные залы, плавательные бассейны, теплицы и прочее. Были введены в эксплуатацию лечебные учреждения - поликлиника и хирургический корпус больницы. Венцом алатырских зодчих явилось здание городского Дворца культуры.
В городском строительстве определились зоны: промышленная зона застройки и зона жилищной застройки. В ходе развития городского хозяйства велось возведение новых дорог, линий электроснабжения и связи, сетей водопровода и канализации, очистных сооружений.
Таким образом были решены крупные социально-экономические проблемы. Наиболее значимыми были: решение занятости населения, повышение общего уровня профессиональной квалификации промышленного персонала, связанного с приборостроением и техническим перевооружением отраслей производства.
 К середине шестидесятых годов подрядная строительная организация СУ-7 превратилась в организационную структуру индустриального характера с функциями генерального подрядчика, осуществлявшую целевую программу капитального строительства, обеспечивавшую квалифицированное взаимодействие с большой группой субподрядных подразделений ЧТУС.
Непосредственно внутри самого строительного управления сложилась стройная структура собственных специализированных служб, собственных производственных подразделений.
Важно было обеспечить материальными строительными ресурсами объемы строительных работ не только собственными силами, но и субподрядных организаций.
Слаженную работу основной производственной базы - растворо-бетонного узла, арматурного и столярного цеха и других вспомогательных подразделений - долгое время обеспечивал Владимир Васильевич Лунин.
Отсюда на строительные площадки производилась поставка товарного бетона нужных марок, цементного раствора для кирпичной кладки и штукатурных работ, арматурные каркасы для монолитных конструкций, фундаментные блоки и подушки, перемычки, бордюрный камень, плиты траншейных перекрытий, столярные изделия.
Не менее значимым считался участок ОГМ. Здесь непревзойденным по рациональной предприимчивости в должности главного механика трудился Марлен Львович Кофман. Под его началом сложился квалифицированный персонал механизаторов, слесарей-умельцев. Трудно сказать, какую оснастку здесь могли не изготовить: калориферы для обогрева бетонных фундаментов при их изготовлении в зимнее время , воздушно-тепловые завесы для производства штукатурных и отделочных работ при минусовых температурах воздуха, вибраторы и виброрейки для уплотнения бетонных растворов.
Приоритетная роль отводилась службе снабжения и комплектации. Было важным своевременно разместить заявки и заказы на все виды поставляемых материалов: сборные железобетонные конструкции, кирпич и цемент, инертные материалы, столярные изделия, арматуру и профильный металл, красители и многое другое. Затем организовать поставку всего необходимого на объекты строительства. Роль снабженцев в разное время достойно исполняли Владимир Яковлевич Аникин и Владимир Михайлович Аношкин. При необходимости каждый из них мог в любое время года и суток, из любой адресной точки, любыми видами транспорта обеспечить поставку номенклатурных материалов и дефицитных изделий.
В СУ-7 достаточно квалифицированно была организована диспетчерская служба, корифеем которой был Владимир Абрамович Ковель, человек до щепетильности пунктуальный в исполнении всяческих графиков и срочных распоряжений по поставке на объекты техники и механизмов, материалов и оборудования. С его мнением всегда считались работники администрации, линейный персонал - люди разнохарактерные и авторитетные - Александр Сергеевич Антонов, Василий Иванович Семенов, Иван Николаевич Федоров, Федор Григорьевич Горынин, Алексей Михайлович Овеснов, Алексей Абрамович Глумов, Константин Дмитриевич Селихов. Эти люди начинали здесь трудиться, от рядовых рабочих выросли до командиров производства.
За многие годы в Управлении сложился строгий порядок проведения протокольных планерок и заседаний «штабов» с участием служб генподрядчика, субподрядчиков и заказчиков. На них нередко присутствовали руководители республиканских органов, городских властей. При этом связующим звеном между всеми участниками строительства была служба ПТО, которую бессменно возглавляла и вела Анна Петровна Никонова. Она скрупулезно и пунктуально протоколировала заседания всяческих «штабов» строек. Она курировала исполнение функциональных обязанностей участниками строительства.
Наряду с генеральным подрядчиком эффективность строительного производства зависела от других городских субподрядных подразделений, прежде всего ПМК-302, обеспечивающей выполнение трудоемких земляных работ, прокладку магистралей водоснабжения и канализации, дорожного строительства. Многие годы во главе данной мехколонны были видные в нашем городе руководители - Владимир Алексеевич Лукишин, Виктор Мефодьевич Рогулев, Георгий Аманович Богодухов.
Высокий уровень применения строительной техники, механизмов, спецавтотранспорта явилось основой создания строительной индустрии. Другим важным городским строительным подразделением была созданная в те годы автобаза № 5, благодаря ей оперативно доставлялись строительные материалы по объектам, своевременно осуществлялись их перевозки из других городов. Поначалу ею управлял Вячеслав Иванович Артамонов, затем ее директором был Валентин Михайлович Кочетков. Его сминил Лев Дмитриевич Лагулов.
Внедрение индустриальных технологий в строительстве во многом зависело от производственной квалификации линейных руководителей строительного производства - бригадиров и мастеров. Эта категория промперсонала многочисленна, но люди были заметными - Александр Трошин, Николай Журавлев, Владимир Морозов, Владимир Васин, Иван Егин, Раиса Селиверстова, Татьяна Зайцева, Александр Шишканов и десятки других. Под их непосредственным началом трудились сотни рабочих массовых профессий - бетонщиков и каменщиков, землекопов и штукатуров, плотников и столяров. Подготовку и воспитание кадров строителей обеспечивали скромные женщины Нина Ефимовна Власова, Маргарита Павловна Хохлова, Лидия Ивановна Маланина. Постоянную и тесную связь с заказчиками обеспечивали специалисты ПТО - Галина Ивановна Рыболовлева и Наталья Тимофеевна Рыжова.
В составе субподрядных подразделений среди линейного персонала было немало наших земляков-алатырцев, например, механизированным отрядом СУ-5 в составе двух ковшевых экскаваторов типа «Драглайн», трех бульдозеров, десятка самосвалов «КамАЗ» руководил мастер Владимир Куляскин. Он силами своего отряда организовал выполнение всех земляных работ по вертикальной планировке территорий на строительстве двух объектов - комбикормового завода (на снимке) и завода низкотемпературных холодильников, по устройству фундаментных котлованов для всех сооружаемых объектов, по возведению насыпных полотен подъездных железнодорожных и автомобильных путей, по возведению рельсовых подъездов и стрелочных переводов, подвозке строительного песка для обратной засыпки и множества других автотранспортных перевозок.
Качественно и в срок выполняли объемы специализированных работ мастера и бригадиры Анатолии Михаилович Серов - «Тепломонтаж», Юрии Геннадьевич Ремаев - «Электромонтаж», Анатолии Иванович Бурмистров - «Промвентиляция», Давыдычев Петр Александрович - «Продмонтаж».
Разделение труда по специализированным подразделениям - одна из особенностей индустриального способа организации строительного производства, обеспечивающая персональную ответственность за объемы и качество выполняемых работ на основе новейших и прогрессивных технологий. С  их внедрением обогатился профессиональный лексикон участников строительства «торкрет», «ванная сварка», «ростверк»; «железобетонный каркас» - все они стали производными от новых технологий: на смену ленточным фундаментам пришли тысячекубометровые армированные железобетонные плиты в монолитном исполнении, под «скрытыми работами» размещались подземные инженерные коммуникации, включающие в себя пластовые и трубчатые дренажи, закладываемые порой до 10-15 метров глубиной от нулевой отметки.
На отдельных строительных объектах сосредотачивалось до 4-5 башенных кранов и других крупногабаритных механизмов.
Деятельность генерального подрядчика в городе осуществлялась в тесном контакте со многими крупными республиканскими и более масштабными территориальными объединениями и их руководителями: трест «Волгосталь-конструкция» - Иван Максимович Гориславский, трест «Продмонтаж» -Анатолий Егорович Тимошин, трест «Промвентиляция» - Михаил Иванович Стрекунов, трест «Спецстроймеханизация» -Анатолий Юрьевич Вьюн, «СУ-5 треста ССМ.» -Борис Петрович Глушков и другими.
Координацию работ всех специализированных объединений, привлеченных к строительству алатырских объектов, осуществлял начальник Распорядительного управления при ЧТУС Юрий Сергеевич Антошин.
Постоянно непосредственно решали вопросы строительства Александр Сергеевич Храмов, главный инженер, и Анатолий Павлович Пантыкин, управляющий стройтрестом-3.
Развитию строительной индустрии в Алатыре в огромной степени содействовали тогдашние первые руководители ЧТУС, вначале - Владимир Григорьевич Ящук, затем Евгений Алексеевич Тертышный.
Вплоть до начала 90-х годов город Алатырь последовательно развивался в соответствии с генеральным планом. В ходе строительства его строго контролировала Ираида Ивановна Максимова-одна из первых начинающих специалистов, ставшая затем гл. архитектором города. С ее благословения в городе внедрялось крупнопанельное домостроение, осуществляемое Чебоксарским домостроительным комбинатом.
Намечалось дальнейшее развитие промышленной зоны застройки. Уже появилась и начала функционировать вторая промплощадка завода «Электроавтомат», готовилась к освоению вторая площадка завода «Электроприбор».
Предполагалась дальнейшая специализация подрядного строительства на два строительных подразделения: на СУ-7 возложить  строительство объектов производственного назначения и социальной сферы. Строительство жилья целиком передать Чебоксарскому ДСК и тресту  «Монолитстрой». Городское благоустройство и текущее содержание объектов городского хозяйства возложить на местное «Ремстройуправление».
В процессе индустриального становления материального производства в городе произошли значительные качественные сдвиги и в социальной сфере. Менялся морально - психологический климат в обыденном сознании горожан и, прежде всего, трудового населения. Производственные рабочие новых приборостроительных заводов, в подавляющем большинстве молодежь, самозабвенно осваивали высокотехнологичные профессии в условиях уникальной производственной эстетики, дизайна. В многотысячных по численности трудовых коллективах сформировался «Его Величество - рабочий класс». Отношения людей начинали строиться на основе утверждавшегося в статусе государственного «Морального кодекса». В коллективах у людей воспитывалось не только добросовестное отношение к труду, но и ко всей социальной жизни - участие в мероприятиях по благоустройству улиц, скверов, в добровольной охране общественного порядка и прочее. В новых условиях складывались новые формы и методы кадровой работы, подбора и расстановки руководителей предприятий, учреждений, организаций, городских управленческих структур. Если в сороковые - пятидесятые годы «главной кузницей» подготовки резерва на выдвижение в состав руководящих органов являлся паровозоремонтный завод, то в шестидесятые - восьмидесятые годы «шлифовка и огранка» на перспективу сместилась в сторону новых высокотехнологичных предприятий. Одним из них стал первенец приборостроения коллектив завода «Электроприбор», возглавляемый Иваном Васильевичем Лебединец, затем Валентином Сергеевичем Чирковым. Заводской партийный комитет в те годы явился своеобразной школой подготовки номенклатурных кадров в городе, республике. Валентин Александрович Ширшов, один из первых парткомовцев предприятия, стал значимым специалистом республиканского ведомства «Чувашсельхозтехника». Валерий Иванович Деров после парткомовской работы на заводе многие годы квалифицированно руководил обувной фабрикой. Навыки квалифицированного специалиста - приборостроителя и хозяйственного руководителя здесь приобрел Алексей  Михайлович Кемаев. Владимир Яковлевич Макаров оказался востребованным на другом приборостроительном заводе. Юрий Матвеевич Казаков, из числа воспитанников приборостроительного коллектива, продолжительное время руководил городским хозяйством по общественному питанию.
Коллектив завода «Электроприбор» явился школой жизни, зрелости, творчества, интеллекта для Виктора Ивановича Юклутова, плодотворно трудившемгося на посту директора предприятия, не теряющего своей связи с коллективом до последнего времени.
Владение опытом работы с людьми, навыками управления приобретали в заводском парткоме Николай Александрович Курчатов, - бывший председатель горисполкома, Валерий Иванович Лебедев, - бывший глава городской администрации, Анатолий Александрович Данилин - один из представителей городских управленческих структур.
Следует однако признать, что для многих «огранка», выполненная в названном коллективе, оказалась недолговечной: из категории бывших партийных активистов, имевших в жизни определенные блага на этом поприще, хотя бы в виде представленных им номенклатурных должностей, они «перекочевали» в категорию бывших «партбилетчиков». Придется ли кому об этом сожалеть, покажет время.
 В период индустриального развития лицо Алатыря, определяли, в основном, два приборостроительных завода - «Электроавтомат» и «Электроприбор». Первый из названных, многие годы возглавляемый способным хозяйственником Иваном Алексеевичем Вишненко, по сути, являлся предприятием не только высоких, но в алатырских условиях, высочайших технологий.
 Главный их признак определялся продукцией, вырабатываемой предприятием. Заводские изделия по своему характеру, полезности, эстетике и качеству не шли ни в какое - либо сравнение со всеми видами продукции других заводских предприятий. Без этих изделий не могли существовать, управляться ни один летательный аппарат самолето - ракетостроения, начиная с простейшего самолёта сельскохозяйственной авиации, не говоря о воздушных пассажирских лайнерах или боевых машинах, ракетных установках, космических спутниках и кораблях. Внедрение на предприятии новейшей техники, передовой совершенной технологии осуществлял сложившийся многотысячный производственный коллектив, лицо которого определяли люди высокой квалификации, начиная от рядовых рабочих основных профессий, имевших достаточно неплохой общеобразовательный уровень и приобретенное профессиональное мастерство. Образовался костяк квалифицированных инженерно - технических работников, классных специалистов и командиров производства. Со дня своего основания в  1960 году, начинавшегося с «пуговицы», в цехах промышленного типа к 1975 году трудились 140 специалистов с высшим, 645 со среднетехническим образованием. Осуществляемые этими людьми процессы научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок позволили наладить выпуск уникальных видов продукции, вывести предприятие в число лучших в городе и своей отрасли.
 В период достигнутого пика по объёмам производства и качеству производимой продукции заводской коллектив насчитывал более пяти тысяч производственно-промышленного персонала. В их числе работали более 500 специалистов с высшим образованием, в пределах 1500 человек со средне- техническим образованием. Характеру  передовых технологий соответствовала эстетика производства. Если в заготовительных цехах, изготовлении комплектующих изделий, вспомогательных участках условия труда соответствовали обычным механическим производствам, совершенно иными являлись цеха и участки основного назначения - сборка, регулировка изготовляемых деталей, узлов, готовых изделий и приборов. Здесь главным условием было создание и соблюдение технологического микроклимата, который бы формировал наличие не толко профессиональных качеств работников, но и всех общечеловеческих качеств. За сорок с небольшим лет своего существования на предприятии приобрели жизненный опыт, стали значимыми и известными в городе многие воспитанники завода. Среди них Виктор Александрович Цветков, который, несмотря на свой возраст, продолжает выполнять общественную работу общегородского характера, Антонина Михайловна Чепаксина, возглавляла в прошлом городскую администрацию, Анатолий Андреевич Сакулин является координатором городского Совета отраслевых профсоюзов, Нина Григорьевна Фомина избиралась делегатом xxv съезда КПСС.
В нынешних условиях конверсии предприятие переживает трудный и сложный период своей деятельности. Руководству завода, его Генеральному директору Вячеславу Викторовичу Илюхину, одному из видных членов городского Совета директоров, перспективы современного акционированного предприятия видятся в поисках новых современных путей развития. То, что в недалеком прошлом соотносилось с «высочайшими» технологиями, во многом утратило свою значимость и, прежде всего, в своей родственной отрасли. Новый двадцать первый век обозначается как век научно-технического прогресса, компьютеризации многих сфер материального  производства тем более в отраслях приборостроения. Существующие на заводе производственные площади, должны располагать новыми производственными мощностями, нуждаются в размещении современных новейших технологий. Эти новейшие технологии не придут сами по себе: их нужно приобретать, или разрабатывать собственными силами, внедрять. Дело непростое, как в сфере управлениям производством, так и в инженерно-техническом обеспечении этого производства. В сфере управления  на первое место выдвигается маркетинг. В производственной сфере опережающее значение приобретает научно-технический прогресс. Выпускаемая предприятием продукция впредь должна соответствовать требованиям международных стандартов. В любой из сфер деятельности на происходящие процессы воздействуют люди, кадры. Они должны совершенствоваться, приобретать нужные в современной жизни качества. Разрешение этих проблем в практической работе позволит стать предприятию на ноги, совершенствоваться в своем развитии, занять подобающее  ему место в жизни города, в жизни общества. Будет востребована индустриализация всего городского хозяйства на новом прогрессивном уровне.
Из всех действующих ныне промышленных предприятий для своего развития и совершенства наиболее благоприятной перспективой располагает ОАО «АЗНХ». Здесь наибольший интерес представляют изготовляемые промышленные панели для большегабаритных холодильных емкостей на основе полиуретановых наполнителей, с низкой теплопроводностью и другим качественным параметрам - прочность оцинкованного металлического покрытия, легкость, чистота поверхности, простота конструктивного монтажа. Эти изделия могут служить в качестве наружных ограждающих конструкций, внутренних стен и перегородок при возведении разноэтажных зданий для промышленных объектов производственного назначения, офисов, возможно и жилых помещений индивидуального пользования. Простота конструкций позволяет унифицировать изготовление конструкций зданий и сооружений, строить объекты облегченного типа на упрощенных фундаментных основаниях. Инженерно-технические специалисты завода могут, в порядке эксперимента, вместе с изготовлением изделий производить и монтаж на подрядной основе.
Далеко позади осталась первоначальная специализация одного из давних предприятий - бывших ЦРММ, ныне ООО «Лисма - АЭМЗ».
В современных условиях заводской коллектив, начиная от своего директора Никола Егоровича Берникова, главных и цеховых специалистов, и до любого промышленного  работника, находятся в постоянном поиске резервов собственного производства по всей номенклатуре выпускаемой продукции. Она моногоцелевая: светильники и арматура к ним промышленные, бытовые, специального назначения. Главные достоинства заводских изделий - качество, дизайн, конкурентоспособность, быть востребованной нынешним рынком.  Эти достоинства в современном производстве невозможны без внедрения новых технологий, применения новых материалов, совершенствования работы промышленного оборудования и творческого подхода к делу работников трудового коллектива. Новые технологии невозможно внедрить без материальных, финансовых и трудовых затрат. Все непросто. Однако предприятие, будучи дочерней структурой объединения «Светотехника», считается подразделением устойчивым, рентабельным, наращивает объемы производства, улучшает качественные показатели.
Инвестором ОАО «Сыродельный комбинат» является объединение «Чувашкабель» КСМ. В следствии этого предприятие работает устойчиво, рентабельно, внедряет новые технологии, расширяет ассортимент выпускаемой продукции, завоевывает прочные позиции на современном рынке. В нынешней номенклатуре изделий комбината выпускаются: сыры твердые - Голландский, Буковинский, Литовский, Костромской, Сусанинский, Эдам, Гауда, сыры плавленные колбасные, копченые; масло крестьянское сливочное, шоколадное, топленое; кефир,ряженка,варенец, сметана, творог, сырки творожные, питьевое молоко, топленое молоко. Предприятие располагает квалифицированными кадрами специалистов-технологов производства, рабочими всех массовых профессий.
В новом тысячелетии появились позитивные явления в промышленно-производственной сфере городского хозяйства. Стабильно повышается рост объемов производства и реализации продукции. Большинство предприятий осваивают ту номенклатуру изделий, которая поглощается рынком. Однако рост промышленного производства сдерживается снижением платежеспособного спроса вследствие непрекращающегося роста цен на продукцию естественных монополий. Эти процессы не поддаются регулированию на местном уровне. Добиваются роста количественных и качественных показателей предприятия ОАО «Завод Электроавтомат», ОАО «АЗНХ», ГУП «Алатырский механический завод», ОАО «Лисма -АЭМЗ»,ОАО «Хлебозавод», ООО «Бумажная фабрика», в которых их нынешние руководители сумели найти свое собственное место в условиях нынешних радикальных реформ. Успех сопутствует там, где целенаправленно внедряются новые технологии, продукция по своему качеству становится конкурентоспособной, пользующейся спросом на рынках сбыта.
Выкристаллизовались и определились видные представители нынешнего директорского корпуса - Вячеслав Викторович Илюхин, Владимир Михайлович Аношкин, Николай Михайлович Балясников, Олег Иванович Егунков, Иван Иванович Дурасов, Михаил Сергеевич Душев - люди, работающие в различных сферах и отраслях производства, независимо  от формы собственности производственных структур.
Формируется группа новых собственников-предпринимателей среднего и малого бизнеса. Вероятно, их имена станут значимыми не только на слуху, но по результативности их деятельности. Это Владимир Викторович Быстряков, Владимир Николаевич Сорокин, Игорь Геннадьевич Белов, супруги Ирина и Александр Фроловы, братья Михаил и Юрий Абубекеровы, Юрий Николаевич Тющин, Алексей Михайлович Рыбников, Галина Николаевна Баранова, Надежда Кирилловна Перова.
Одни успели проявить себя в конкретной сфере деятельности, другие продолжают поиск самих себя и сферы приложения. Важно, чтобы они жили интересами не только личными, но и окружающих их людей. И тогда - в добрый путь!
 
Информационное наполнение сайта
Отдел информационного обеспечения и взаимодействия со СМИ администрации города Алатыря
Каляканова Т.Н., Латыпов Р.И.
тел. 8-83531-2-06-85

отправить письмо по e-mail galatr@cap.ru
Администрации городов и районов Чувашской Республики
Система управления контентом
429826, г.Алатырь, ул.Первомайская, д.87
Телефон: 8(83531) 2-02-70
Факс: 8(83531) 2-04-25
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика