Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

ВТОРОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://galatr.cap.ru/
ВТОРОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
«Старый город когда-то тоже был новым...»
А.Фадеев.
 
Кому из старшего поколения алатырцев приходилось в первые послевоенные годы проезжать по железной дороге в сторону Канаша или Красного Узла, запомнились тогдашние станционные полустанки и разъезды, на запасных путях которых громоздились составы паровозов, покореженных и разбитых, побывавших на войне и собранных сюда для ремонта на Алатырском паровозоремонтном заводе.
Вторым значимым объектом, напоминавшем о недавней войне, в нашем городе был арсенал оборонного предприятия, располагавшийся за ограждением из колючей проволоки на косогоре за Силиным оврагом, неподалеку от Синдячкина моста.
В Алатыре послевоенном, как и всюду по стране, наряду с ликвидацией последствий войны, нужно было в самые кратчайшие сроки восстанавливать ослабленный за годы военного лихолетья промышленный потенциал и всю социальную сферу. Предстояло вместе с расширением и стабилизацией производственных мощностей располагать квалифицированными рабочими руками. Эти рабочие руки нужно было не только найти, но и приучить к мирному труду.
Слагаемые трудовые ресурсы формировались из нескольких источников:
Демобилизованные солдаты-фронтовики, «пол-Европы прошагали пол-земли», вертались в родные края. Им предстояло проявленный на войне фронтовой героизм превратить в трудовую доблесть. Их руки, освободившиеся от винтовок и автоматов, саперных лопаток, орудийных лафетов, танковых рычагов и штурвалов самолетов нужно было приобщить и приучить к слесарным инструментам, суппортам станков, кузнечных молотов, сварочных агрегатов, к топору, пиле и рубанку.
Забегая вперед нужно сказать, что алатырцам потребовалось чуть более полутора лет, чтобы к концу 1947 года превзойти довоенный уровень по объемам производства, выработав продукции более чем на 17 млн.рублей (применительно к нынешним объемам это составляло одну двадцать пятую часть продукции, произведенной за 2001 год).
Основной вклад в этот результат внесли в те послевоенные годы наиболее значимые коллективы предприятий - паровозоремонтного завода, локомотивного депо, обувной, махорочной, гармонно-лыжной фабрик, лесозавода и деревообделочного завода, леспромхоза МТП, центральных ремонтных мастерских лесного хозяйства, строительного треста «Алатырьстрой».
Немаловажную роль в те годы играли предприятия местной промышленности. Производимая ими продукция пользовалась спросом у местного населения. Они обеспечивали занятость людей, прежде всего возвращавшихся по демобилизации фронтовиков. В их числе - артель «Союз инвалидов», горпромкомбинат, горпищекомбинат, мастерская индивидуального пошива одежды, несколько мелких промысловых артелей и мастерских бытового обслуживания.
Значительное место в жизни города занимали предприятия и организации районного подчинения - лесхоз, химлесхоз, лесосплавной участок, машинно-тракторная станция.
День за днем промышленные предприятия города с наибольшей отдачей использовали имеющиеся производственные мощности, увеличивали объемы выпускаемой продукции. Все годы в числе лучших предприятий находился паровозоремонтный завод. Для того времени он располагал самой совершенной материальной базой, наличием производственных мощностей и, главное, здесь сформировался высококвалифицированный рабочий коллектив. Состоял он из людей нравственно закаленных, преданных общему делу. Если перефразировать поэта Владимира Маяковского, можно без ошибки сказать: «Если в музее выставить плачущего паровозоремонтника, весь день бы в музее торчали ротозеи».
Не случайно этот заводской коллектив являлся зачинателем многих инициатив в городе, в своей отрасли по совершенствованию производства, повышению производительности труда, снижению затрат труда и материальных ресурсов, улучшению качества выпускаемой продукции.
В первые послевоенные годы заводом руководил способный специалист Михаил Фомич Русак. Заводчане, начиная от простого рабочего, кончая заводскими руководителями любого ранга, обретали уверенность в полезности своего труда, в изменении жизни к лучшему. В условиях мирного времени люди самоотверженно трудились на всех участках производства. Например, в кузнечном цехе кузнецы И.Сабиров, И.Шуйкин, молотобойцы Г.Лексин, М.Парамонов систематически выполняли сменные задания на 640-800 процентов. Рессорщики этого же цеха Д.Сусленков, А.Кувин за пять месяцев 1946 года выполнили две с половиной годовые нормы. Ежедневно рессорщик И.Грошев, слесарь А.Иванов, фрезеровщица С.Безбородова без двухкратного выполнения задания не покидали рабочих смен. В 1947 году перевыполнили свои годовые задания в два раза 40 производственных бригад. В 1948 году, участвуя в движении за досрочное выполнение пятилетнего плана, кузнец П.Сидоров за три с половиной года выполнил 9 годовых норм, слесарь Моисеев - 8,5 норм, станочник Сенгер - 7 норм, станочник Рязанов - 7 норм, станочница Шустова - 5 норм, формовщицы Нефедова, Тихонова, Солдатова - 5,5 норм.
С опережением графиков на заводе выполнялись работы на всех ремонтных операциях - чугунному литью, ремонту основных паровозных узлов - колесных пар, рессор, экономайзеров, что позволяло с опережением выпускать паровозы из ремонта, что являлось главным показателем в деятельности завода.
Роль старейшего предприятия в городе была в значительной степени отлична от всех других. Все годы в здешнем коллективе росли, зрели и выпестовывались свои доморощенные, в самом хорошем смысле этого слова, командиры производства от низшего до высшего звена. Это можно проследить по судьбам многих людей.
Евгений Степанович Соколов начинал с цехового инженера, далее - главный инженер, заменив М.Ф.Русака, завершил трудовой путь директором завода. Из числа начинающих жизнь выдвинула в число лидеров Ивана Алексеевича Вишненко, возглавившего затем завод «Электроавтомат»; Аркадия Яковлевича Илюшина, Валерия Николаевича Вялова, ставшие каждый в свое время руководителями родного предприятия.
Словно на кузнечном молоте в ПРЗ ковались кадры для городских и республиканских управленческих структур. Плеяду талантливых руководителей города открывает Леонтий Георгиевич Шерстюк, возглавивший городскую парторганизацию, впоследствии занимал ответственный пост в правительстве республики. Затем на ответственных должностях в городе и республике находился Борис Иванович Кузнецов. Из числа заводских специалистов в «большую» жизнь вышли Михаил Васильевич Паскудин (Правдин), Владимир Павлович Петин, Юрий Николаевич Прикащиков, Николай Александрович Курчатов, Анатолий Иванович Кулясов. Позднее из числа алатырских железнодорожников значимыми людьми были Александра Валерьевна Нагибина - городской «прораб» в должности председателя горисполкома. Владимир Иванович Марзалюк, старания которого сопричастны с объединением промышленного и аграрного секторов экономики города Алатыря и района. Ему пришлось нести бремя «прораба» перестройки вплоть до ухода на заслуженный отдых. Нынешний глава городской администрации Владимир Иванович Пахомов в свое время возглавлял старейшее городское предприятие.
Спустя годы  поменял свой статус паровозоремонтный завод. 28 июля 1967 года из цехов предприятия был выпущен последний отремонтированный паровоз  - 6842 по счету. Вскоре название ПРЗ осталось для истории, и он остался в системе МПС под именем Алатырский механический завод. В память о славных делах предприятия у Южной проходной установлен мемориальный остов одного из первых локомотивов отечественного производства.
Во все годы трудовым починам паровозоремонтников следовали многие городские предприятия.
Многие патриотические почины рождались в соседнем локомотивном депо. Машинист Иван Андреевич Голованов выступил инициатором вождения тяжеловесных поездов. По его почину стали трудиться все машинисты депо, затем опыт получил распространение по всем железным дорогам страны.
По итогам 1947 года двенадцать лучших машинистов были награждены правительственными орденами и медалями. Среди них А.С.Артамонов, К.В.Белоградов, А.С.Вяткин, А.Н.Воробьев, Н.А.Голованов, Д.Н.Дыдыкин, Г.В.Новокрещенов, И.Г.Рожков, А.В.Сергеев.
Важным событием для тружеников всего Алатырского отделения дороги явилось награждение в 1949 году 649 человек транспортников, в том числе орденом Ленина 181 человек, орденом Трудового Красного Знамени 80 человек, медалями «За трудовую доблесть» и «За трудовое отличие» 368 человек. Среди награжденных орденом Ленина были Александр Арбузов, Петр Горбатов, Иван Гусев, Иван Тиликин, Андрей Дроздов.
Этим актом был подведен итог трудовым подвигам железнодорожников за послевоенное возрождение индустриальной отрасли. Раны, нанесенные войной, можно было считать залеченными.
Большую долю в хозяйственном и культурном строительстве в городе выполнял коллектив оборонного предприятия. Заметен был его вклад по строительству городских дорог и тротуаров, благоустройству улиц, оказанию материальной помощи школам, лечебным учреждениям - здесь, как правило, никому не было отказа. В те годы начальником завода был знатный в городе человек Яков Иванович Нехаев. В последующие годы добрую традицию предприятия сохраняли Хироман Мусаевич Манаров, Владимир Александрович Семушкин. Заметный вклад в подъем городской экономики внесли лесозавод, ЦРММ, обувная, гармонно-лыжная, махорочная фабрики.
Жизнь не ограничивалась сферой материального производства. Постоянного внимания требовала сфера социальная - школы общеобразовательные, лечебные учреждения. Нуждались в улучшении материального положения люди.
Принимались меры к улучшению снабжения объектов социальной сферы и населения топливом - дровами, торфом. Достаточно сказать, что в 1946 году было заготовлено 20 тысяч кубометров дров. Увеличились заготовки торфа предприятием «Большое лесное». Заметную роль выполнял лесхоз МТП.
Одним из значимых событий послевоенного времени явилось открытие внутригородского автобусного движения. В зиму 1947-48 годов был открыт первый кольцевой автобусный маршрут по улицам Ленина, Комсомола, Горького, Комиссариатской. Первоначально по этим улицам ходили всего три небольших однодверных автобуса, с неотапливаемыми салонами. Первый маршрут «венчался» остановкой «Баня». Водитель объявлял: «Мыться - привозим, мытых - отвозим». Затем автобусный парк тогдашней автотранспортной конторы, располагавшейся на месте нынешней гостиницы «Заря», стал понемногу расти. Автобсуное кольцо было продлено по улицам Горького и Московской, окраины этих улиц соединялись дорогой с грунтовым покрытием.
Несколько позднее стало налаживаться автопассажирское сообщение с селами района. Начали курсировать грузопассажирские автомобили с тентовым покрытием. То было немалым прогрессом.
Поступательное развитие городской экономики послевоенного периода сопровождалось значительным ростом численности городского населения. В 1948 году ощущался дефицит в жилье для многих категорий горожан. К нуждающимся в жилье относились бывшие молодые фронтовики. Начав трудовую жизнь, они находили спутниц по жизни, создавали новые семьи.
Взрослели дети довоенной поры. При создании собственных семей им, порой, тесно становилось в родительском доме. «Собственный угол» захотели иметь бывшие эвакуированные и нашедшие здесь свою вторую родину, но жившие доселе в многосемейных бараках, построенных «на скорую руку», или на частных квартирах. Стремились обзавестись собственным жильем, ставшие промышленными рабочими, люди из окрестных сел и деревень.
Этому процессу благоприятствовало Постановление Союзного правительства от 26 августа 1948 года «О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных домов». Оно определяло порядок выделения земельных участков в бессрочное пользование, проектирование жилья, благоустройства застраиваемых территорий, выделения стройматериалов.
С учетом этих обстоятельств начался последовательный процесс роста и расширения городской территории «вширь», планомерной застройки тогдашних окраин.
Южная окраина города располагалась на стыке с землепользованием пригородного колхоза, упиралась в насаждения знаменитого фруктового «сталинского сада», выходила на полевой тракт Алатырь-Сурское к границе с Ульяновской областью.
С западной стороны город смыкался со своей исторической, в прошлом, частью - Ямским Посадом. По правому берегу Силиного оврага, от подходящей к нему улицы Богдана Хмельницкого, только-только зачинались первые кварталы улиц Пролетарская и Пионерская. От поворота к Синдячкину мосту, за оврагом, брала свое начало улица Калинина, оканчивавшаяся напротив изгороди арсенала. Выше по косогору от левого овражного берега начиналась улица Транспортная. Была она небольшой, застроенная белыми, украинского типа, домиками. От ее околицы начиналась грунтовая дорога к сельскому поселению - Пригородные выселки (Мордовские). Здесь начиналась трасса Старо-Саранской дороги, идущей к границе Мордовии. Вдоль трассы располагалась территория учебного хозяйства сельхозтехникума, далее обустраивалась городская свалка, на краю которой стояло неказистое здание салотопки для сжигания трупов павших животных.
От южных городских окраин к вершине Силиного оврага началось освоение жилого микрорайона  «Новостройки». Нынче это название уже вышло из обихода.
Район новостройки вырастал быстро. Здесь возводились жилые домовладения, привезенные из окрестных селений, но большей частью ставились из новых срубов. Вновь построенные индивидуальные жилые дома росли, словно грибы после дождя.
За 1948-50 годы было построено 302 дома, появилось 17 новых улиц.
На нужды индивидуального строительства лесосечные фонды выделялись без ограничений. Заготовка леса, изготовление срубов велись в лесничествах своего района  Алтышевском, Иваньковском, Атратском, Первомайском, Сойгинском, Кирском.
Стройлес поставлялся в Алатырь по железной дороге, сплавлялся по Суре и Бездне в затон сплавного участка, на лесозавод. Значительная часть реализовывалась населению с этих предприятий и лесоторгового склада. В тот период на застраиваемых улицах часто можно было встретить груженые стройматериалами газогенераторные лесовозы из Алтышева, Атрати, Долгой Поляны.
На строительстве жилых домов постоянно трудились по найму «калымные» артели плотников из Талызина, Алова, Низовки, Кочетовки, Барышской Слободы. Казалось бы, что артельные плотники происходили из степных мест, однако они были мастерами-профессионалами, отменно владеющими топором, пилой, рубанком, другими плотницкими инструментами.
Городские коммунальные службы порой не успевали осваивать застраиваемую территорию, развивать здесь социальную инфраструктуру - благоустройство дорог, тротуаров, прокладка водопроводных сетей, линий электроснабжения. Однако развитие городского хозяйства уже невозможно было приостановить, затормозить.
Водоснабжение района новостройки решалось самым испытанным способом - строительством индивидуальных или общественных обыкновенных колодцев. Колодезными «спецами» с давних пор считались баевские землекопы. С помощью немудрых приспособлений типа проволочного медного обруча они умели находить подпочвенную «водяную жилу», выкапывали колодцы глубокие, полноводные, с хорошими питьевыми качествами воды.
Колодезные срубы изготовлялись лесными плотниками из Атрати, Алтышева, Засурско-Безднинских поселков. Нынче, несмотря на наличие городского водопровода,  многие колодцы сохранились, содержатся в исправном состоянии, лишь вместо деревянного сруба в нх вмонтированы железобетонные кольца.
Многие годы трудно решаемой проблемой являлось обеспечение населения электроэнергией на освещение жилья и другие бытовые нужды. В первые послевоенные годы с ростом объемов промышленного производства возрастал дефицит на потребление электроэнергии. Для его покрытия были реконструированы коммунальная электростанция, повышены мощности заводских электростанций ЦРММ, ПРЗ, лесозаводе, оборонном предприятии. Однако в жилой сектор электроэнергия подавалась в ограниченных размерах в утренние и вечерние часы. В районе новостройки жители длительное время обходились керосиновыми лампами. Торгующими предприятиями организовывалась разъездная торговля керосином на лошадиных повозках. В новостроевском микрорайоне был построен специализированный «керосинный» магазин.
Энергетический дефицит в городе продолжался вплоть до 1957 года. Положение улучшилось с вводом городской ТЭЦ. Однако в полной мере Алатырь был обеспечен электроэнергией с пуском новой ЛЭП-110 киловатт по трассе Канаш-Алатырь-Ардатов единой государственной энергетической системы в 1963 году.
К концу пятидесятых годов городское хозяйство развивалось по всем направлениям. Объемы промышленного производства с начала восстановительного периода увеличились в два раза. К этому времени на запасных железнодорожных путях не осталось покалеченных неотремонтированных паровозов, исчезли с открытых площадок арсенала остатки исковерканных артиллерийских систем.
К этому времени на большинстве промышленных предприятий - паровозоремонтном заводе, обувной, махорочной, гармонно-лыжной фабриках значительно обновились производственные фонды, были внедрены новые технологические линии по выпуску новых видов изделий. Одновременно создавались новые производства. На базе бывших ЦРММ сформировалось высокотехнологичное предприятие - электромеханический завод, завершилось строительство пианинной фабрики, лесозавод преобразован в деревообрабатывающий комбинат, бывшая мастерская по индивидуальному пошиву одежды преобразована в швейную фабрику, мелкие ремонтные мастерские объединились в комбинат бытового обслуживания.
В процессе возрождения городской экономики сложился отряд способных и авторитетных хозяйственных руководителей, вынесших на своих плечах тяготы и невзгоды восстановительного периода.
Горожане хорошо знали и помнят Михаила Фомича Русака, Михаила Нутовича Мясника, Евгения Степановича Соколова, Неофита Михайловича Арбузова, Ивана Игнатьевича Еремина, Георгия Константиновича Сивогривова, Ивана Александровича Серяева, Александра Александровича Чарыкова.
Вместе с названными людьми город преодолевал трудности, расширялся, обустраивался, росла численность его населения.
К 1959 году Алатырь насчитывал свыше 40 тысяч жителей.
К указанному времени в городе образовался заметный «перекос» между наличием производственных мощностей и наличием трудовых ресурсов. Нередко возникали проблемы трудоустройства, прежде всего молодежи. Многие люди соглашались устраиваться на работу с вредными и тяжелыми условиями труда, не требуя порой надлежащих производственных условий.
В этот период времени свыше двух тысяч юношей и девушек выехали по комсомольским путевкам на освоение целинных земель, на ударные молодежные стройки.
Несмотря на сложившиеся особенности, достигнутые успехи в развитии экономики подготовили условия для дальнейшего подъема народного хозяйства.
Как отмечалось в официальных документах того времени, в Алатыре сложились предпосылки для роста промышленно-производственного потенциала «от его начального формирования к этапу зрелого развития».
Подъем экономики оказал положительное воздействие на всю социальную сферу, включая школьное образование, здравоохранение, культуру. К 1956 году в городе числилось 5660 учащихся, через два года в основном было завершено всеобщее семилетнее образование. С учетом растущей численности школьников были построены три начальные школы.
Были приняты усилия по обеспечению кадрами медицинских учреждений. Если в 1946 году в городе насчитывалось всего 38 врачей, через десять лет их численность возросла до 105 человек. Укрепилась материальная база учреждений культуры, повысилась их воспитательная роль. Появились два крупных объекта - кинотеатр «Октябрь», городской Дворец культуры. Наряду с ними функционировали старые - бывший дворянский клуб, железнодорожный клуб, несколько клубных учреждений предприятий, оборудованные стационарными киноустановками. Многие из них использовались для повседневного отдыха населения. Горожане пользовались услугами семи библиотек.
Вглядываясь в толщу лет, вспоминая период послевоенного возрождения, сегодня нельзя, как это пытаются некоторые, умалить и принизить роль тогдашних городских органов управления, людей, работавших во главе их.
Много сил, энергии, самоотдачи вложили в развитие многогранного городского хозяйства Леонтий Георгиевич Шерстюк, Анна Николаевна Лычагина, Борис Иванович Кузнецов, возглавлявшие в те годы городскую партийную организацию. Их ближайшими соратниками были Борис Александрович Вислобоков, Алексей Михайлович Иванов, Михаил Николаевич Харитонов, Дмитрий Петрович Поляков - председатели горисполкома. На доверенных им постах они трудились не за страх, а за совесть.
Быстротечно время. Наступил новый век. В последующие годы изменился облик города. Вырос его экономический потенциал. Расширились его территория и границы. Южную границу города замыкает микрорайон жилой застройки, названный в простонародье «царским селом». На «поташкиной» горе, за Басурманским оврагом расположился многоэтажный жилой микрорайон Стрелка. Ныне в городской черте находится Ямской Посад, а его центральная улица носит имя первого космонавта планеты Ю.Гагарина. Дальше на западных окраинах обосновалась городская промышленная зона. Звучным именем 40 лет Победы названы бывшие Пригородные выселки, входящие в состав жилого микрорайона Западный-2. 
В центральной части города обосновались два крупных приборостроительных завода. На значительной территории старой застройки вырос новый жилой микрорайон.
Но вот парадокс: на стыке двух веков многое, что было необходимо в городе, оказалось невостребованным. Утратили свою значимость не только многие объекты материальной сферы. Невостребованными оказались люди.
Нужно время, чтобы оценить происшедшее. Дождаться нового возрождения. Оно придет - несомненно!
 
Информационное наполнение сайта
Отдел информационного обеспечения и взаимодействия со СМИ администрации города Алатыря
Каляканова Т.Н., Латыпов Р.И.
тел. 8-83531-2-06-85

отправить письмо по e-mail galatr@cap.ru
Администрации городов и районов Чувашской Республики
Система управления контентом
429826, г.Алатырь, ул.Первомайская, д.87
Телефон: 8(83531) 2-02-70
Факс: 8(83531) 2-04-25
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика