Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

Воспитательные и духовно-нравственные приоритеты программы "Истоки"

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://galatr.cap.ru/

Цель курса «Истоки» - дать представление о главных ценностях отечественной культуры, цивилизации. Наша цель - приобщить детей к культуре. Курс направлен на развитие прежде всего внутреннего мира, и носит ценностно-ориентированный характер. Он направлен на то, чтобы школьник попытался осознать себя деятельным субъектом сохранения и приумножения духовного, нравственного и социокультурного опыта Отечества. Но должны пройти годы, прежде чем мы увидим результаты нашей деятельности. Тем не менее, уже сейчас очевидно, что «Истоки» способствуют формированию патриотических и гражданских установок, привязанности к Отечеству, к своей малой родине, к соотечественникам.

     Учитывая социализацию как одну из задач современного образования, важно сориентировать ребенка в современной социокультурной среде, в духовном и культурном наследии. Воспитывать учащихся, достойных представителей своей культуры, знающих и понимающих ее идеалы, ценности, и в то же время открытых другим культурам, обладающих навыками толерантности, сотрудничества в современном полиэтническом и поликультурном социуме - наша главная задача.

     В плане подготовки к профессиональной деятельности, что тоже очень важно для современного образования, «Истоки» призваны расширить культурологическую компетентность учащихся. Важно подвести их не столько к пониманию престижности, удобности той или иной профессии, что сейчас порой выходит на первый план, сколько к пониманию духовно-нравственного смысла любого вида деятельности: предпринимательства, служения, творческого труда.

     «Истоки» основываются на ряде фундаментальных наук о культуре и человеке, наук, которые почти не представлены  в современном образовании.

    Мы опираемся, прежде всего, на опыт отечественной и зарубежной культурологии. Для культуролога порой интересны все проявления культуры — и высокие, и низкие, и сакральные, и бездуховные... Мы из культурологии осторожно берем только то, что работает на педагогическую цель проекта: воспитание ребенка на важнейших идеалах отечественной и мировой культуры.

     Второй фундаментальной наукой, на которой мы выстраиваем предмет, является отечественная и зарубежная этнология, наука об этносах, которая умеет описывать материальную культуру, жизненный уклад, духовно-нравственные ценности разных народов. Ребенку становятся более понятными общие ценности бытия и в их этнической окраске, в традиционном прочтении. Через это он выходит на понимание в целом смысла мира, природы и человека.

     Мы опираемся на культурную антропологию, которая изучает разнообразие связей человека с внешней средой, его социокультурные роли, установки его внутреннего мира и т.д. «Истоки» также обращаются к достижениям социальной истории, микроистории, религиоведения, географии, культуры, экологии и т.д.

     В ИСТОКОВЕДЕНИИ мы опираемся на многие науки, создавая при этом нечто качественно новое, целое, то, что дает нам основание увидеть ИСТОКОВЕДЕНИЕ как новое направление в педагогической научной деятельности. Теоретические и методологические основы «Истоков» подчинены воспитательным и образовательным целям проекта.

    В итоге сердцевину предмета составили универсалии культуры, ее вечные ценности, передаваемые из поколения в поколение. Именно они обеспечивают устойчивость цивилизации и преемственность культуры. Поэтому. в «Истоках» нет единичного обращения к той или иной ценности (совести, семье, доброте), мы обращаемся к ним на протяжении всех лет работы, каждый раз с новой позиции, на основе нового жизненного опыта ребенка, его возросшего кругозора, поскольку глубина этих категорий настолько велика, что уяснить их сходу в течение 45 минут занятия просто невозможно. Это то, что нужно прочувствовать, поэтому педагоги - истоковцы, работая 2, 3, 4 года, 5 лет, уже освоили эти ценности, и понимают, что это вечная базовая основа человеческой культуры.

    Все категории культуры мы условно разделили на несколько частей в нашей программе. Например, значительную часть курса «Истоки» составляют универсалии духовного мира. Их не так уж и много, этих вечных ценностей. Например, мы говорим, что такое вера. В любой культуре, во все времена — это важнейшая, ценность бытия. Человек без веры — «отпетый» человек, так говорили наши предки, т.е. духовно уже мертвый. И здесь неважно о какой вере мы говорим: о религиозной или о вере в идеалы, правду, совесть. Главное, чтобы эта вера была, и ребенок понял, что без веры его жизнь будет неполной, убогой... Или такие духовные идеалы, как истина, святость, любовь и т.д.

    Вторая  группа — универсалии нравственности и красоты. Нам очень важно показать, что есть не только внешняя, броская рекламно-голливудская красота, а есть красота теплая, внутренняя, к которой и тянется человек: почитание родителей, родной очаг, любовь к ближнему, праздник, как труд души, терпение, раскаяние, сострадание и т.д.

    Третья группа — универсалии деятельности — такие великие человеческие ценности, как мастерство. Оно во все времена и у всех народов ценилось как талант, творчество, как труд праведный, как сила воли — то, что составляет скрытый духовно-нравственный потенциал деятельности.

    Четвертая группа — это универсалии социума, которые всегда помогают консолидации общества — семья, род, праведный суд, праведная власть, отеческая забота — то, к чему всегда тянулись в обществе. Это всегда было базовыми идеалами социального устроения.

    Мы вводим в «Истоки» универсалии природно-культурного пространства. Пытаемся помочь детям увидеть, что окружающее пространство тоже особая ценность. Каждый народ по-своему обживает, одухотворяет окружающее пространство. Мы говорим о метафорических, мифологических, священных смыслах реки, леса, тропинки, перекрестка, околицы и т.д. Окружающий мир перестает быть просто набором живых или мертвых предметов, он начинает говорить. Мы начинаем чувствовать что-то свое, родное, что потерять нельзя.

     Эти универсалии составляют предметное содержание «Истоков». Тексты учебников не носят строго нормативного значения. Они дают лишь вектор, путь для размышления, потому что не могут все дети от Смоленска до Владивостока одинаково понять, что такое любовь,  зачем нужны семейные реликвии. Все это может восприниматься по-разному, с учетом, местных-традиций, культурных особенностей и других обстоятельств. Поэтому текст учебников «Истоки» предлагает темы для размышления, а затем подключаются и педагогические технологии, и истоковские методики, и дар педагогической интуиции, который есть у каждого опытного и думающего педагога.

    Все универсалии представлены на разных уровнях. Мы понимаем, что имеем дело с детьми разного возраста и социокультурного опыта, поэтому в одном случае универсалии представлены на уровне одного человека: то есть, что значит для тебя река, что значит для тебя семья, род... Ребенок подрастает и эти категории рассматриваются на уровне микросоциума: а что значит семья для села, для города. Затем выходим к размышлениям на уровнях Отечества и цивилизации: что значит семья для Отечества, для цивилизации. Эти четыре уровня: от индивидуального до цивилизационного восприятия — представлены в «Истоках» по мере развития учебного и образовательного материала.

    Мы стараемся показать, что эти ценности бытия могут быть представлены с позиции ретроспективы, то есть рассказать, как это было у наших предков. Если мы остановимся только на этой позиции, мы превратим «Истоки» в музей. Тогда мы будем рассматривать ценности культуры как нечто застывшее, мемориальное, ушедшее в прошлое. Поэтому важно показать, что они не исчезли, живы. Каждая универсалия представлена и в перспективном плане; Мы говорим о том, что они будут с нами, и с новыми поколениями, какими они будут в будущем. Мы меняемся: мы не такие как наши предки, а наши внуки будут не такие как - мы, но вечные ценности — это то, что нас объединяет, скрепляет. Этому и посвящено содержание учебного курса.

    Подводя итог напомним, что курс «Истоки» базируется на социокультурном системном подходе И.А.Кузьмина, одной из ведущих идей которого является идея активного обучения и воспитания, когда одновременно работают пять аспектов: содержательный, коммуникативный, управленческий, социокультурный, психологический; Курс «Истоки» построен на очень тонких, очень взвешенных педагогических технологиях и методиках. Традиционные методики не могут реализовать весь потенциал учебного предмета «Истоки». Очень важно, чтобы в содержании «Истоков» было единство рационального, эмоционального, духовного и деятельностного развития личности. Это позволит выйти, на новое понимание качества образования, под которым мы понимаем не только усвоение содержания, но и развитие духовности, коммуникативности, управленческих навыков, формирование жизненной мотивации личности.

 А.В.Камкин,

автор учебного курса «Истоки»,

доктор исторических наук, член-корреспондент РАЕН,

профессор ВГПУ

 
Информационное наполнение сайта
Отдел информационного обеспечения и взаимодействия со СМИ администрации города Алатыря
Каляканова Т.Н., Латыпов Р.И.
тел. 8-83531-2-06-85

отправить письмо по e-mail galatr@cap.ru
Администрации городов и районов Чувашской Республики
Система управления контентом
429826, г.Алатырь, ул.Первомайская, д.87
Телефон: 8(83531) 2-02-70
Факс: 8(83531) 2-04-25
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика